Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
16 МБОУ СОШ г. Иркутска №16 г.Иркутск, ул.Зверева, 10

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219)
Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий.
ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом.

Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов. 

Способы развития функциональной грамотности школьников
Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.
Их основные особенности:
- привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
- соответствие возрасту обучающихся;
- системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе
Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.

Пример. Задача, которая поможет рассчитать количество пластика для изготовления модели золотого ключика на 3D-принтере. Если перед этой задачей будет проведен увлекательный мастер-класс, дети не смогут оторваться от решения и обязательно предложат свои варианты.

Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.   

Формирование функциональной грамотности в основной школе
В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.
Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.
Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.
Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

13.03.2023

13 марта в нашей школе прошел единый день функциональной грамотности. В течение дня на уроках учащиеся решали разнообразные задачи по компонентам функциональной грамотности. Также была организована выставка «роботы будущего», в процессе оформления которой у ребят активно развивались глобальные компетенции. Учениками начальной школы была оформлена стена с различными заданиями по формированию функциональной грамотности, что развивало креативное мышление у ребят.
По итогам выполнения задания:
В начальной школе по правильности выполнения заданий по читательской грамотности заняли
-  1 место – 3 «В» класс
-  2 место – 4 «В» класс
-  3 место – 2 «А» класс
Среди 5-7 классов по правильности выполнения заданий по математической грамотности заняли
-  1 место – 7 «А» класс
-  2 место – 6 «А» класс
-  3 место – 6 «Б» класс
Среди 8-9 классов по правильности выполнения заданий по естественнонаучной грамотности заняли
-  1 место – 8 «В» класс
-  2 место – 8 «А» класс
-  3 место – 8 «Б» класс
Среди 10-11 классов по правильности выполнения заданий по финансовой грамотности заняли
-  1 место – 11 «А» класс
-  2 место – 11 «Б» класс
-  3 место – 10 «А» класс
Все победители и призёры награждены грамотами! Поздравляем ребят, желаем дальнейших побед!